Эффект Кулешова: история, суть эксперимента, влияние на восприятие сцен зрителями
На заре становления кинематографа (в конце XIX - начале XX столетий) работы по монтажу являлись утилитарным моментом в кинопроизводстве. Однако после того как был открыт эффект Кулешова, монтаж стал отдельным видом деятельности, который имеет свои правила и языковые тропы.
Кто такой Лев Кулешов, суть его экспериментов
Описываемый эффект в киноискусстве был открыт Львом Кулешовым, который является одним из «пионеров» не только советской, но и мировой киноиндустрии. Во времена Революции и Гражданской войны тогда ещё юноша осуществлял документальные съёмки. Когда боевые действия были завершены, Львом Владимировичем была основана учебная мастерская в Госкиношколе, где при участии студентов проводились эксперименты с различными монтажными приёмами.
Первым упоминанием о «необычном эффекте» является высказывание Кулешова, датированное 1917 годом: «Для создания картины режиссёру нужно скомпоновать несколько отдельно снятых кусков, беспорядочных и несвязных, в единое целое, выбрав наиболее выгодную, цельную и ритмическую последовательность отдельных моментов наподобие того, как дети составляют слово из букв на разбросанных кубиках».
Важно! Кулешов хотел наглядно показать свою «идею», продемонстрировав на практике, как эмоции персонажа, запечатленные на одном снимке, трактуются зрителем, в зависимости от показа следующего кадра. Кулешов решил провести ряд экспериментов, которые были описаны в «Искусстве кино» (1929 г.) и ставшие хрестоматийным объяснением двух ключевых функций монтажа в кинематографе.
Эффект Кулешова и Иван Мозжухин: в чем суть эффекта. Как происходило исследование
Первым стал эксперимент под названием «Географический». Он предусматривал создание 6 кадров:
- Пеший ход актрисы Хохловой по Петровке.
- Прогулка артиста Оболенского по набережной вдоль Москвы-реки (оба героя улыбаются, движутся по направлению друг к другу).
- Встреча артистов возле памятника Гоголю.
- Общий план Белого дома в Вашингтоне.
- Изображение Пречистенского бульвара, уход Оболенского и Хохловой.
- Подъём Оболенского и Хохловой по ступенькам храма Христа Спасителя.
Суть эксперимента заключалась в создании иллюзии единого пространства и целостности происходящего события, если правильно организовать и направить действия актёров в соседствующих кадрах при монтаже. Благодаря вышеуказанной последовательности у зрителей создавалось впечатление, будто Оболенский с Хохловой заходят в Белый дом.
Вторым был эксперимент, который впоследствии и получил название «Эффект Кулешова». Он наглядно продемонстрировал, что изменение способа сопоставления двух снимков может существенно повлиять на их содержание. Чтобы проиллюстрировать свою идею, Кулешовым была проведена подготовительная съёмка. Для начала режиссёр сделал кадр с актёром Иваном Мозжухиным крупным планом, а затем трёх других снимков: ребёнка в гробу, тарелки супа, юной девушки, лежащей на диване.
После этого было создано три ряда кадров: первые и последние снимки изображали Мозжухина, а средние – суп, ребёнка, девушку. Изучив три миниатюры, коллеги Льва Владимировича по киноиндустрии каждый в отдельности сделали чёткий вывод:
- в первом фрагменте (с ребёнком в гробу) герой испытывает печаль;
- во втором (с супом) эмоции актёра воспринимались как голод;
- в третьем (с девушкой) зрители увидели у героя влюблённость или сексуальное влечение.
Важно! Таким образом, было доказано, что восприятие зрителей напрямую зависит от последовательности снимков и изображённых событий (действий, предметов, личностей и т. д.) даже при использовании одинаковых кадров.
Примеры и правила применения в фильмах
После проведённых экспериментов эффект Кулешова начал активно распространяться сначала среди советских режиссёров, а затем и среди специалистов из других стран. Открытый Львом Владимировичем эффект нашёл широкое применение при создании тысяч кинолент. Существуют разные примеры эффекта Кулешова, которые удаётся воплощать в жизнь благодаря соблюдению следующих правил:
- Больше реакций. При работе над сценарием следует продумать более обширные варианты реакций персонажей во время диалогов, чтобы было легче подчёркивать эмоции и взгляды на слова, действия собеседника. Эмоциональное разнообразие кадров существенно облегчает работу и расширяет возможности монтажёров.
- Использование крупных планов. Чтобы отобразить реакцию героев, режиссёры в большинстве случаев применяют «крупняки», что позволяет фокусироваться на лицах персонажей, подчёркивая их переживания. Это помогает зрителю выстраивать эмоциональную связь событий на экране.
- «Эмоциональный» пост-продакшн. Большой выбор «сильных» крупняков с различными реакциями позволяет придавать сценам особое настроение, что способствует выделению миниатюр на общем фоне отснятого материала.
Для съёмки качественного видео необходимо профессиональное операторское оборудование. На сайте TVTOK.RU можно арендовать камеры и другую операторскую технику по выгодным ценам.
Какие еще эффекты были открыты в тот период времени
1920-е годы являются «золотым» периодом становления теории кинематографа, и весомую роль в этом сыграл как раз эффект Кулешова в кино. Так, Эйзенштейном был создан всем известный «монтаж аттракционов», суть которого заключалась в сближении двух кадров для придания их сочетанию некого третьего смысла. Благодаря этому обеспечивается создание «метафоры» не на экране, а в сознании зрителей благодаря «монтажному» столкновению.
Видоизменив эффект Кулешова, режиссёр Альфред Хичкок при монтаже наглядно показал, как легко можно сделать из добродушного дяди старого извращенца, сохранив выражение его лица в кадре. Со временем приём Льва Владимировича был эволюционирован и трансформирован, становясь более расплывчатым. Так, на основе эффекта Кулешова Всеволодом Пудовкиным была построена собственная теория монтажа, предусматривающая комбинирование безэмоциональных лиц актёров с предметами либо животными, при этом акцент делался на небольших деталях и личных переживаниях героев.
Особенности восприятия зрителя, как эффект влияет на подсознание
Зависимость между соседними кадрами сильно влияет на эмоциональное восприятие сцены зрителями. То есть важное значение имеет не то, что именно изображено на конкретном снимке, а порядок смены кадров в картине, вариант их компоновки. Так, при ритмично смонтированных кадрах можно подсказать зрителю о нарастании конфликта, вызвать волнение или растерянность во время просмотра сцены, либо же показать безмятежную увлечённость героев чем-либо. Интерпретация смысла сцен зависит не только от общего контекста происходящего события, но и от субъективного восприятия каждым зрителем.