Эффект расфокуса: какие приемы используют для создания киношедевров
Размытие второстепенных элементов в кадре позволяет разнообразить визуал и поменять восприятие происходящего.
Читайте также: Фрейминг в кино: несколько приемов для создания нужного эффекта
Эффект расфокуса использовали на протяжении всей истории кинематографии. Экспериментировать с приемом стали еще в начале 20 столетия, когда операторы специально размывали фон для выделения главных персонажей на переднем плане. Однако технические ограничения не позволяли использовать расфокусировку часто.
С появлением качественных объективов в 30–50-е годы прием использовали постоянно в мелодрамах и фильмах нуара для создания драматической атмосферы.
Интересно! В фильме «Гражданин Кейн» 1941 года впервые использовали малую глубину резкости.
Чуть позже – в 60–70-е – фон расфокуса помогал создавать психологическую напряженность и символические образы. Именно такой метод помогал Антониони передавать зрителям ощущение одиночества, Ингману Бергману – внутреннее состояние героев.
Для использования расфокусировки предстоит разобраться в:
- технической стороне эффекта;
- типах расфокуса и отличиях приема от размытия;
- художественных функциях и назначении;
- особенностях и возможностях применения на примерах знаменитых кинолент.
Расфокусировка: технические возможности
Расфокусировка простыми словами – это популярный художественный прием. Позволяет привлечь внимание зрителя и усилить выразительность образов в кадре. Как сделать расфокус на видео? Нужное размытие достигается благодаря современной операторской технике, к которой относится камера Arri Alexa, и ряда технических приемов:
- Работа с объективом. Операторы открывают диафрагму. Максимальное значение не должно превысить 5,6. Если от камеры до объектов небольшое расстояние, картинка будет сильно размыта.
- Применение спецфильтров и насадок. Последние позволят регулировать глубину резкости. Диффузные фильтры смягчат изображение.
- Цифровая обработка кадров на этапе пост-продакшена. Позволяет контролировать область и интенсивность размытия.
- Создание искусственных слоев расфокусировки – для получения эффекта используют VFX и CGI.
Во время съемок следует контролировать резкость динамичных и статичных сцен.
Виды расфокусировки – от мягкой и сильной до радиальной и селективной
Выделяют несколько видов расфокусировки камеры:
- De-focused или Blur – изображение полностью размывают. Воспринимается зрителем как сочетание и нагромождение цветовых пятен. Предметы в кадре сложно распознать.
- Soft focus – легкая размытость. Позволяет распознавать предметы, людей, животных в кадре.
- Mis-focused или Tilt-Shift – селективная расфокусировка. Частичный расфокус, когда внимание сосредоточено только на одном или нескольких четких объектах. Все остальное размыто.
- Swirl – радиальная расфокусировка, которая дает возможность создавать мягкое размытие вокруг основного кадра, расположенного по центру.
Последний тип расфокуса нередко используют при создании экшн-сцен, чтобы указать на дезориентацию персонажей и подчеркнуть высокую скорость.
Есть ли разница между фокусом и размытием
Что значит расфокус и размытие? Выделяют ли эти понятия кинематографисты? Чтобы ответить на вопросы, нужно разобраться с определениями:
- размытием называют недостаток или дефект, который появляется из-за выдержки камеры;
- расфокус – это особенности работы объектива.
Motion Blur позволяет получить размытие сдвигов центрального персонажа, Camera Blur – убирает четкие границы, Zoom blur – дает возможность приблизить или отдалить объект, дает хороший эффект при правильном использовании видоискателя 11х Director View Finder.
Внимание! Есть еще и боке – эффект, созданный оптически. Фигура в кадре получает видимые границы, при размытии по Гауссу четких линий нет, они всегда плавные.
Художественная ценность функции расфокусировки: чего удается достигнуть
Для получения интересного кадра нередко используют расфокусировку объектива, которая позволит:
- Акцентировать внимание зрителя на определенных персонажах или элементах в кадре. При необходимости второстепенные детали скрывают.
- Создать нужную атмосферу и настроение. За напряжение, волнение, таинственность и загадочность отвечает сильная расфокусировка, мягкая – за романтичность, мечтательность, нежность, приятные воспоминания.
- Усилить эмоциональное воздействие – передать наблюдателю страх или неуверенность, тревогу или усилить драматический эффект. Добиться можно и противоположных эмоций – от радости и влюбленности до эйфории.
- Передать чувства героя. Это могут быть сны, грезы, фантазии. Сильный расфокус камеры дает возможность указать на дезориентацию, спутанное сознание.
- Получить нужный эффект – от мысленного «путешествия» в прошлое до настоящего перехода во времени и пространстве.
Размытие позволит правильно выстроить глубинные мизансцены и усилить динамику диалога между героями. Для этого же необходимы осветительные приборы и спецэффекты.
Расфокус в кино: примеры использования эффекта
Современникам предложены разные картины, где применяли расфокус для привлечения внимания и передачи эмоциональных смыслов. Кинематографисты экспериментировали с приемами еще в те времена, когда в распоряжении у них была простая техника, как в короткометражке «Раковина и священник» (1928).
Яркими примерами в кинематографе стали также ленты:
- «Гражданин Кейн» (1941). Операторы работали с глубиной резкости. Основной фон во многих сценах остается расфокусированным, а сосредоточиться зрителю предлагают на основных объектах.
- «Полет над гнездом кукушки» (1975). В ленте режиссер Милош Форман применяет расфокус для передачи эмоций персонажей. В психиатрической больнице главный герой испытывает отчаяние и одиночество, что в полной мере может почувствовать зритель.
- «Три цвета: синий» (1993). При помощи приема передают неспособность героини воспринимать действительность и концентрироваться на происходящем, когда ей говорят о смерти близких.
- «Вечное сияние чистого разума» (2004). Расфокус используют для перемещения героя Джоэла, которого играет Джим Керри, по воспоминаниям. Прием размытия усиливает чувство эмоциональной неустойчивости и потерянности.
При помощи расфокусировки режиссерам удается получить нужный эффект – от поэтических образов и духовного поиска до растерянности, страха, уныния, глубины пережитого опыта.
Расфокус: заключение
Расфокусировка в кино – мощный инструмент, широко используемый в киноиндустрии. Позволяет режиссерам создавать уникальные визуальные стили для современных кинопроектов. Лучшее операторское оборудование наряду с программным обеспечением для пост-продакшена дает возможность контролировать степень расфокусировки. Новые технологии позволяют создавать натуралистичные и сюрреалистичные сцены для выделения ключевых деталей в сложных композициях и передачи внутреннего состояния персонажей. В будущем расфокус может стать ключевым элементом развития виртуальной (VR) и дополненной реальностей (AR).