Эффект реверберации: характеристики и возможности звукового феномена
Важно! Эффект реверберации используют в кинематографе, музыке и других сферах для усиления и углубления звуковых волн за счет их многократного отражения. Получить нужное звучание можно при помощи специального звукового оборудования.
Реверберация: что это такое
Звукорежиссерам хорошо известно, что такое реверберация. В акустике феномен применяют для создания уникального акустического окружения. Даже в небольшом зале эффект используют для имитации концерта с участием большого числа музыкантов. С феноменом можно встретиться в:
- просторной пустой комнате;
- большом зале;
- ванной;
- студии звукозаписи;
- соборе или церкви;
- кинотеатре и пр.
Реверберация звука – это результат многочисленного отражения сигнала (эха) в помещении. Эффект особенно заметен, когда источник звука перестает работать, а сигнал продолжает отражаться. Амплитуда его падает до тех пор, пока не уходит в ноль.
Возможности реверберации для звукозаписи, кино и музыки
Для чего нужна реверберация? Эффект используют для:
- Улучшения сплоченности, слитности и связности инструментов. Метод позволяет связывать трек для придания цельности произведению.
- Обеспечения глубины. Для создания мелодии используют специальное звуковое оборудование, которое позволяет сделать музыку многомерной без нарушения целостности звучания.
- Создания реалистичности звучания. Для работы пригодятся наушники и держатель для петличного микрофона. Разные типы реверберации позволяют сделать вокал полным, воздушным, создать эффект присутствия.
- Добавления особой атмосферы и уникальных эффектов. На начальных этапах создания трека может быть несколько пустых мест, где нет ни вокала, ни инструментов. Короткие паузы можно заполнить реверберацией с рассеивающимся послезвучием.
Стиль отражения подбирают в соответствии с жанром и тоном мелодии, чтобы она была приятной и ненавязчивой.
Характеристики, виды и особенности возникновения реверберации
Что значит реверберация и как она возникает? Появившаяся звуковая волна отражается от пола, стен, потолка и других конструкций здания, предметов мебели. Когда человек поет, он слышит чистые и прямые неотраженные звуки, после этого – отраженные от ближайших конструкций, в конце – отголоски. Такой эффект называют реверберацией вокала.
Важно! Время затухания сигнала напрямую зависит от материалов, использованных для оформления комнаты и предметов, а также размеров и форм помещения.
Звучание источников в закрытых помещениях условно делят на три фазы:
- прямой звук;
- приход ранних отражений;
- диффузное поле.
Для хорошего отражения источник необходимо установить у стены. В помещении с высокими потолками принято устраивать акустический козырек. Несколько источников звука устанавливают в одном месте. От источника громкоговорители для музыки размещают на расстоянии до 24 м, речи – до 34.
Основные параметры
Реверберация – важный элемент музыкального микса. Неправильные настройки могут испортить даже самую изысканную музыку и великолепное исполнение. Важно учитывать все характеристики эффекта.
К числу основных параметров относят:
- Decay (угасание) или Rev Time, RT, RT60. Позволяет регулировать время реверберации. Стандартно им называют период, на протяжении которого плотность энергии уменьшится в 1000000 раз, уровень звукового давления – на 60 дБ (если сравнивать с первоначальным показателем). Определить параметр можно по формуле: V/6A, где V – объём зала, м3; А – общая поверхность звукопоглощения зала, м2. С увеличением размеров зала время реверберации увеличивается.
- Wet/Dry – указывает на соотношение обработанного и прямого сигналов.
- Предварительные задержки (Pre-delay). Это временной интервал между исходным сигналом и началом реверберации. Исчисляется в мс. Эту настройку чаще всего игнорируют, но она позволяет создавать ощущение пространства и глубины, живого исполнения, акустической иллюзии разных мест и сцен. При правильных настройках может быть использована для придания глубины и ясности тем инструментам, которые используют в миксе.
- Размер помещения (Room Size). Трапециевидная или прямоугольная форма идеальна. Неудовлетворительными в акустическом отношении будут овальные, круглые, квадратные помещения с большими выгнутыми поверхностями (сводами, куполами, волнами и пр.), экранами (нишами, выносными ярусами, пр.). Предел слышимости исчисляют 20–30 м по прямой, до 13 – в сторону. Чем шире и длиннее комната, тем больше «хвост» реверберации.
- Диффузия (Diffusion). Отраженные звуковые сигналы должны создать диффузное поле. При планировании помещения избегают параллельных плоскостей. Специалисты-акустики учитывают членение поверхностей в зале, придают им изломы с линейными размерами в пределах 1 м.
- Eearly Reflections (ER) – позволяет задавать параметры раннего отражения.
Реверберация имеет цвет или тональную окраску, которую относят к изменению спектра частоты рассеивания, поглощения или отражения звука. На этот параметр влияют: твердость и гладкость конструкций, диффузные и неровные поверхности, форма и размер помещения, особенности поглощения сигналов отделочными материалами.
Виды реверберации
Реверберация голоса, песни, музыки или других сигналов условно разделена на:
- Естественную. Это Hall (зал), Stage (сцена), Plate (пластина), Room (комната). Запись проводят в подготовленных помещениях (студиях, церкви, концертном зале). К числу достоинств относят: уникальность, натуральность, сложность и богатство звука. В числе недостатков: ограничения записи, зависимость от особенностей акустики помещения.
- Искусственную. Для создания используют программы и специальное оборудование. Искусственная реверберация может быть пружинной (применяют пружины; сигнал затухает на средней и короткой длине), пластинчатой (это вибрация металлических листов; характеризуется длительным, средним, коротким затуханием; обеспечивает яркий и мощный эффект), цифровой (комбинация и миксование перечисленных типов реверберации, которые создают при помощи сэмплов и компьютерных алгоритмов).
Искусственная реверберация обеспечивает разнообразие и креативность, гибкость и точный контроль звучания, доступность и возможность разных комбинаций звуков. Однако есть и ограничения в возможностях моделирования, а также зависимость от ПО и оборудования.
Возможности реверберации: как эффект используют в музыке и на студиях звукозаписи
Добавляют реверберацию с учетом стиля и жанра музыки, выбранных для создания мелодии инструментов и желаемого эффекта. В процессе проработки параметров для каждого трека необходимо придерживаться основных принципов:
- Дозирование. Чрезмерное добавление реверберации может негативно сказаться на целостности звучания, приводит к загроможденности звуковой дорожки. Важно помнить правило: главное – заполнение пустого пространства. Если не контролировать «хвосты» реверберации, можно легко испортить микс.
- Сочетание с другими эффектами (Delay, Chorus). Первый характеризуется имитацией повторов первоначального сигнала с постепенным затуханием. Хорус позволяет расщепить звук, сделать из звучания одного инструмента целый ансамбль или хор.
- Использование эффекта на всех этапах сведения и мастеринга.
Звукорежиссеры нередко комбинируют реверберации в миксе для создания характерных и плотных миксов.
Как используют реверберацию в музыке
Применяют эффект для создания глубокого и мощного звука вокала, оркестровых и инструментов: гитары, барабанов, клавишных. Эффект отражения звука подходит сразу для нескольких жанров: рок, джаз, поп, классика, диско, электро.
Читайте также: Закадровое озвучивание фильмов: технологии и методы звукозаписи, правила дубляжа
В помощь звукорежиссеру: оборудование и плагины для реверберации
Для сведения чаще всего выбирают бесплатные или платные импульсные плагины-ревербераторы. В числе самых популярных:
- Waves IR-L, IR-360, IR-1, IR-Live. Позволяет регулировать настройки, прост в использовании.
- Altiverb. Обладает интуитивно понятным интерфейсом, обеспечивает реалистичность звуков. Пользователям представлены обширные параметры настройки (автоматизация, эквализация).
- LiquidSonics Reverberate. Обеспечивает сложный подход к реверберации на основе IR, предлагает ряд уникальных функций (Fusion-IR, пространственные эффекты).
Важно помнить, что именно пространство остается главным элементом погружения. Иногда достаточно лишь небольшого добавления обработанного сигнала, чтобы получить нужный эффект.
Аппаратные ревербераторы: как применяют в музыкальной и киноиндустрии
Пружинные ревербераторы и эхо-камеры чаще всего применяют на топовых студиях для экспериментов. В кино предпочтение отдают импульсным аппаратам. При помощи инструментов можно получить разные эффекты, мощный и плотный звук.
Главные выводы
Реверберация имеет все шансы стать надежным помощником музыкантов и звукорежиссеров. Именно она способна заполнить пустоту в треке, сделать его объемным и плотным. При правильной настройке всех параметров она улучшает звучание даже в небольших помещениях с плохой акустикой.