Фрейминг в кино: несколько приемов для создания нужного эффекта
Кинематографисты удачно компонуют, выгодно представляют каждый кадр в ленте при помощи специального видеооборудования. Часто используют фрейминг в кино с крупными деталями, широким обрамлением, сбалансированными или асимметричными и нестандартными рамками.
Фрейминг в видео, фото и кино: в чем суть приема
Фрейминг в видео – популярный композиционный прием, когда главный или важный объект помещают в эффектное обрамление. Это необязательно привычная для всех рамка. Ее могут заменить разные ограничители и объекты – все то, что можно увидеть через видоискатель. Выбор такого обрамления зависит только от фантазии и видения режиссера.
Внимание! Дословно фрейминг – это помещение в рамку.
Framing-effect предполагает выделение определенного объекта на фото, в видео или в кадре киноленты. Выбранная рамка лучше раскрывает или дополняет сюжетную линию, дает возможность обратить внимание зрителя на основной объект.
Важно, чтобы выбранный объект и рамка не противоречили друг другу. В противном случае будет утерян смысл приема.
Эффекты фрейминга в кино: для чего используют прием
Технику фрейминга используют не только в кино, но и при создании фото, и в изобразительном искусстве. Все чаще прием применяют в медиа и при создании личных видео, фотографий и рекламных роликов. Для работы потребуется операторская техника, специальная мебель для кино, правильный свет и фантазия съемочной группы. Создатели видео и киноленты преследуют главную цель, которая состоит в фокусировке внимания. Дополнительно в искусстве, кинематографе и фото фрейминг:
- делает акценты – в хаосе визуальной информации помогает зрителю держать фокус на главном;
- создает иллюзию тайны и интригует созерцателя;
- обеспечивает объем и глубину – рамка создает ощущение многослойности, делает картину кинематографичной и интересной;
- усиливает эмоции – правильно подобранное обрамление подчеркивает драматизм или комизм определенной сцены;
- добавляет динамики – фрейминг в видео нередко используют для создания эффекта движения или направление взгляда.
Зритель становится не сторонним наблюдателем, но участником картины. Это не просто украшательство, но мощный инструмент для работы.
Фрейминг в кино: несколько примеров
В кинематографии множество композиционных приемов. Выбор в пользу использования того или иного эффекта принимает оператор и режиссер, которые видят сцену по-своему. Развить «насмотренность» и научиться применять технику помогут такие киноленты:
- «Отель "Гранд Будапешт"»;
- «Соль Земли»;
- «Гражданин Кейн»;
- «Королевство полной луны»;
- «Крестный отец»;
- «Дети мужчин» и пр.
К числу ярких примеров можно отнести все ленты Андрея Тарковского. Опытные фотографы и деятели кино, искусства смотрят на фильмы под «другим углом». Они оценивают свет, композицию, выбранные цвета и использованные приемы.
Внимание! В указанных кинолентах в качестве «рамки» используют централизованные композиции и тени, глубину резкости, долгие и непрерывные кадры, которые направляют внимание зрителя и создают эффект присутствия.
Фокус внимания: как его можно создать в кадре
Для создания нужного эффекта используют:
- Композицию фрейминга. Заключается в расположении актеров, декораций и объектов в кадре. В числе самых распространенных приемов такие: правило третей (когда кадры разделены на три условные линии, а главные элементы располагаются вдоль таких разделителей), центральная композиция (с расположением объектов по центру), линии направления (здания, дорожки, указатели и пр.).
- Глубину резкости. Только центральные фигуры или элементы остаются в фокусе, все остальное размывают. Можно использовать малую или большую глубину резкости.
- Освещение. Позволяет акцентировать внимание на определенных элементах и формировать приятную или интригующую, зловещую или романтичную атмосферу. Приборы освещения направляют на персонажей или используют технику для выделения света и тени.
- Контраст и цвет. Могут значительно повлиять на привлекательность сцены и восприятие ее зрителем. Для получения нужного эффекта используют контрастные или яркие цвета. Хорошо работает и монохромная палитра.
Приковать внимание зрителя способны движения, которые служат в качестве направляющих. Для фокусировки используют плавные наклоны и движения камеры, ее перемещения вместе с объектом (трекинг) или исследование местности (панорамирование).
Позиция наблюдателя в фрейминге: что важно знать
Это определенное положение зрителя, который смотрит ленту или ролик на YouTube, рекламу или фото. Изменение позиции или угла зрения дает возможность по-иному воспринимать происходящее. Чаще всего используют:
- Eye-Level Shot, когда камеру помещают на один уровень с глазами персонажа;
- High Angle Shot – высокий угол позволяет сделать объект мизерным, ничтожным, малым;
- Point of View Shot – вовлекает зрителя в ленту, заставляет почувствовать то же, что и герой;
- Dutch Angle – создает наклонную перспективу и дезориентирует зрителя, создавая эффект напряженности и нервозности;
- Low Angle Shot – низкий угол делает персонаж могущественным, сильным, мощным;
- Over-the-Shoulder S – снимают через плечо объекта, создает эффект участия;
- Deep Focus Shot – это глубокая фокусировка, которая позволяет наблюдать за всеми объектами в кадре;
- Close-Up – крупный план подчеркнет эмоции героя, указывает на его взаимодействие и местоположение в общей сцене.
Используют в кинематографе и другие приемы, которые позволяют отдалять или приближать объекты, изучать панораму, рассматривать важные детали, следовать за актером, становится практически прямым участником развернувшегося действа.
Баланс и все, что о нем нужно знать
Баланс имеет большое значение для кинематографа. Однако ради нужного эффекта его можно подрывать или нарушать. Одним из популярных способов дестабилизации становится эффект пустого пространства, когда в кадр попадают области, которые ничем не заполнены. Именно они привлекут взгляд зрителя.
Кинематографисты используют и другие приемы. К таким относится нарушение баланса путем внесения асимметрии, когда основной объект расположен не по центру. Нарушают гармонию свет и тени, контрастные или слишком яркие цвета.
Как еще можно применять фрейминг в видео и кино
Для получения нужных эмоций от зрителя используют и другие приемы фрейминга:
- Фокусное расстояние. Это степень увеличения объектива, которое рассчитывают в мм. В кинематографе используют широкоугольные, средние и телеобъективы.
- Размер и угол снимка. Режиссеру необходимо принять решение: каким именно будет кадр – узким или широким. Последний подходит для панорамной съемки, когда зрителя знакомят с обстановкой и персонажами. Узкие кадры пригодятся для выделения деталей.
Угол съемки позволяет играть на чувствах зрителя: вызывать сострадание или сочувствие, агрессию и ненависть.
Особенности применения фрейминга: советы профессионалов
Для получения нужной эмоции зрителя и создания вау-эффекта следует:
- правильно ставить задачи (что именно необходимо получить) и грамотно выбирать оборудование;
- учитывать культурные контексты и особенности выбранного жанра;
- пользоваться цифровыми возможностями для постобработки цвета, освещения, звука, контраста и пр.;
- учитывать технические ограничения оборудования;
- не забывать об экспериментах.
Фрейминг в кинематографии – это настоящее искусство и целая наука, которая открывает возможности для экспериментов и творчества. При правильном использовании камеры, света и композиции можно создавать нужные эффекты.