Креативный продюсер: иерархия, основные обязанности, навыки и черты характера
Многие молодые люди желают посвятить свою жизнь творческой профессии, чтобы реализовать имеющийся потенциал и особые способности. Довольно востребованной и хорошо оплачиваемой профессией в киноиндустрии является креативный продюсер (КП) и похожие направления. Нужно только разобраться – кто такой креативный продюсер, и как им стать. Чем занимается данный специалист, как им стать и какие навыки для этого нужны? Предлагаем вместе разобраться в этих вопросах.
Иерархия продюсеров, профессия КП
Чтобы понять, кто это креативный продюсер и чем занимается, для начала нужно рассмотреть общую иерархию специалистов этого направления. В целом продюсеры – это люди, которые организуют и координируют процесс создания фильмов. Данная профессия имеет свою внутреннюю иерархию:
- Генпродюсеры: специалисты высшего звена, принимающие окончательные решения касательно всех процессов внутри киностудии.
- Исполнительные продюсеры: в их обязанности входит финансирование проектов и ведение бюджета, а также составление расписания, финальных дедлайнов и контроль расходов.
- Линейные продюсеры: люди, контролирующие организацию конкретных проектов (кинофильмов).
- Креативные продюсеры: специалисты, отвечающие за творческую часть проектов. КП организуют работу сценаристов, распределяют обязанности между членами съёмочной группы, координируют написание сценариев, чтобы создать единую, мощную историю и сюжетную линию.
Важно! В Голливуде также существует профессия шоуранер. Это продюсеры, отвечающие одновременно за творческий и организационный аспекты проектов, однако в России данные специалисты встречаются крайне редко. |
Обязанности и ответственность креативного продюсера
В разных киностудиях обязанности креативных продюсеров могут немного отличаться, но в целом полномочия практически везде предусматривают следующие задачи:
- Выбор и утверждение идеи кинофильма: формирование общей концепции проекта, определение основных составляющих (сюжетная линия, герои, жанр), сбор референсов и пр.
- Формирование группы сценаристов для реализации конкретной концепции проекта.
- Согласование с другими продюсерами сроков разработки кинопроекта и условий сотрудничества сценаристов, установка дедлайна для авторов, начало девелопмента.
- Разделение работ на отдельные этапы. В обязанности креативного продюсера входит постоянная проверка работы авторов, управление разработкой сценария, самостоятельное прописывание некоторых частей проекта. КП не только раздаёт задачи сценаристам, но и помогаем им с написанием сценария, после чего согласовывает проект с генеральным продюсером.
- Тесная работа с режиссёром. После того как сценарий создан, КП представляет его режиссёру, обсуждает с ним важные моменты. Также в его задачи входит согласование тех или иных решений по проекту согласно бюджету с исполнительным продюсером.
- Проведение кастинга актёров. Креативные продюсеры организуют пробы, вместе с режиссёрами просматривают актёров и утверждают их на конкретные роли, после чего согласовывают актёрский состав с генпродюсером.
- Постпродакшн. Во время съёмочного процесса КП вовлекаются в работу меньше, чем режиссёры и операторы, однако постпродакшн требует их активного участия. Специалисты курируют работой монтажников, озвучиванием, созданием титров.
Важно! Профессия креативного продюсера является более сложной, чем кажется на первый взгляд. На всех этапах перед ними устанавливают жёсткие «рамки» касательно бюджета, хронометража и других моментов. Поэтому КП может стать только человек, который способен находить хорошие компромиссные решения. |
Также в обязанности креативного продюсера входит подбор видеокамер и другого оборудования для съёмок вместе с операторами. На сайте tvtok.ru можно недорого арендовать качественное операторское оборудование по выгодным ценам.
Как стать креативным продюсером в кино
Из-за популярности профессии многие люди часто задаются вопросом: как стать креативным продюсером? Стоит учесть, что ни одно учебное заведение не выпускает специалистов с таким названием. Но существует ряд рекомендаций, которые помогут приблизиться к заветной мечте. Так, отличным подспорьем является окончание какого-либо факультета, на котором обучают режиссёров и сценаристов (это возможно в крупных городах). Но нужно сразу готовиться к тому, что конкурс на такие вакансии является очень большим.
Не лишним станет хоть какой-то творческий опыт: работа в творческом коллективе, участие в театральной постановке или других культурно-массовых мероприятиях. Большим плюсом является успешная организация различных проектов (даже на уровне школы или вуза).
В профессии КП важно желание саморазвиваться. Для этого полезно посещать всевозможные курсы, лекции, мастер-классы известных режиссёров, сценаристов, продюсеров. Также желательно читать книги людей, которые добились больших успехов в данной профессии.
Какими навыками и качествами характера должен обладать креативный продюсер
Выделяют несколько типов креативных продюсеров:
- Диктаторы: ведут себя самоуверенно, часто перебарщивают с приказным тоном в диалогах, жёстко контролируют временные рамки. Члены команды немного побаиваются таких специалистов, поэтому стараются выложиться «на все 100», что обычно даёт хорошие результаты.
- Наставники: настраивают авторов на плодотворную работу, «тепло» относятся к сценаристам, пытаются «выжать» из них самые лучшие качества, стараются давать новое знание при работе над сценарием.
- Самоделкины: наставники и диктаторы «в одном флаконе», которые являются некими контроль-фриками, поэтому часто перетягивают инициативу на себя.
- Философы: креативные продюсеры, которые на практике сами никогда не работали сценаристами, но хорошо умеют рассуждать и теоретически подкованы в своей профессии.
Креативные продюсеры должны не только иметь творческие навыки, но и хорошо разбираться в финансировании, а также обладать другими важными чертами характера:
- грамотностью;
- начитанностью;
- креативностью;
- коммуникабельностью;
- организаторскими способностями;
- умением прогнозировать ситуации;
- способностью работать в команде;
- стрессоустойчивостью;
- тягой к получению новых знаний;
- целеустремлённостью;
- амбициозностью;
- быстротой реакции.
В идеале креативные продюсеры не делают всё сами, а умеют грамотно распределить обязанности среди других членов команды, точно знают, какого результата хотят добиться, причём умеют слушать остальных и находить компромиссные решения. В общем, делать всё, чтобы успешно реализовать проект.