Правило 180 градусов: основная суть, яркие примеры, особенности нарушения
Каждый человек, который имеет хоть какое-то отношение к кинематографу и съёмке видео, сталкивался с правилом 180 градусов, которое предусматривает учёт воображаемой красной линии. Что из себя представляет данное правило, какие особенности и ограничения имеет, как следует его использовать? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в нашей статье.
Суть правила красной линии
Правило 180 градусов является базовым моментом в индустрии кино, который гласит, что в процессе съёмки диалогов между двумя персонажами (либо в сцене с двумя объектами) должно всегда сохраняться взаимное местонахождение героев относительно друг друга. Так, даже при смене ракурсов на кадрах первый персонаж остаётся с левой стороны, а второй – с правой.
Важно! Соблюдение правила также касается сцен, где один актёр выполняет определённые действия (смотрит, идёт, бежит), либо же событие происходит с несколькими героями.
Суть правила заключается в рисовании воображаемой красной линии (направление движения актёра, ось между персонажами, линия между глазами читающего героя и книгой и т. д.) и расположении камеры только с одной её стороны. Пересечение линии и съёмку с противоположного края называют обратным ракурсом.
Для съёмки кинофильма нужна качественная видеоаппаратура, которую можно найти на сайте TVTOK.RU – в каталоге представлен большой выбор профессиональных камер по приемлемым ценам.
Распространённые примеры правила
Всю сцену необходимо снимать только с одного ракурса, поскольку зритель с первого мгновения подсознательно формирует мысленную схему, что «Антон находится слева, а Настя – справа». Если же взять Антона крупным планом с другого края линии, то зрителю станет казаться, что он перепрыгнул на другую сторону от Насти. Подобные изменения вводят зрителей в замешательство и отвлекают от основных событий, пока не будет восстановлено понимание расположения героев. Отвлечение от эмоционального восприятия сцен – крайне нежелательный момент для фильмов, которого нужно по максимуму избегать.
Важно! По аналогии с этим работает правило «восьмёрки»: если во время диалога героя снимают камерой из-за левого плеча, то его собеседника нужно показать из-за правого плеча первого персонажа.
Ещё один яркий пример – парень, идущий по улице. Если на первых кадрах показано, как он движется в правую сторону, значит во всех остальных моментах должно сохраняться такое же направление. Если начать показывать персонажа с камеры, расположенной на другой стороне от линии, у зрителей возникнет ощущение, будто герой резко развернулся и начал идти в противоположном направлении. Если же вам нужно показать персонажа с противоположного ракурса, важно разорвать цепочку ориентации в пространстве – для этого можно добавить кадр, где парень идёт прямо на камеру либо от неё.
Правило 180 градусов при съемке даёт возможность зрителям получать визуальную ориентацию невидимых движений и действий, происходящих с персонажами/объектами на экране и за кадром. Борьба с нарушением правила может являться серьёзной проблемой, однако каждому оператору и режиссёру (особенно новичку) важно научиться избегать пересечения красной линии.
Важно! Правило 180 градусов касается и смены сцен. Так, если герой покидает сцену и снова появляется в следующей, то воображаемую линию проводят между кадрами – если парень вышел направо, значит входить он должен слева.
Особая сложность возникает, когда приходится снимать сразу нескольких человек, которые сидят за одним столом или расположены в сцене хаотично. В таком случае красная линия должна меняться, с учётом динамики происходящих действий. Для режиссёра и оператора очень важно грамотно спланировать очерёдность кадров, чтобы правильно делать охват и в процессе монтажа показать зрителям плавные переходы к новым ракурсам, дабы они быстро осмысляли новую линию.
Особенности нарушения правила красной линии
В профессиональной киноиндустрии правило 180 градусов считается важнейшей частью стиля последовательного монтажа кадров. Однако многие именитые создатели фильмов часто специально нарушают его, чтобы добиться эффекта дезориентации в пространстве. Такими «хулиганскими» проделками славится Стэнли Кубрик – ярким примером служит сцена в ванной из «Сияния». Также за нарушением правила красной линии часто подлавливали братьев Вачовски, Тинто Брасса, Вонга Кар-Вая, Жака Тати, Ларса фон Триера и многих других режиссёров.
Важно! Правило часто не соблюдается не только в киноиндустрии, но и в других сферах. Так, нарушенный стиль является «фишкой» британских телеведущих Ant & Dec в каждом выступлении – если Ant находится по левую сторону, то Dec – по правую. Таким же принципом руководствуется японский поп-дуэт PUFFY.
По словам профессиональных режиссёров, пересечение воображаемых осей можно использовать, чтобы сформировать эмоциональную напряжённость при восприятии сцен. И чем ближе будет располагаться камера к воображаемой линии, тем более эмоциональным становится воздействие на зрителей. Также нарушение правила 180 градусов используется, чтобы подчеркнуть замешательство персонажей, как это было сделано в легендарном кинофильме «Леон» во время диалога главного героя и Матильды.
Интересный эффект удалось получить Питеру Джексону при создании второй части трилогии «Властелина колец» в сценах, когда Смеагол беседовал со своим вторым «я» – «злым» Голлумом. «Хороший» персонаж был снят с правой стороны, а «злой» – с левой. И хотя герой беседовал сам с собой, зрители воспринимают кадры как диалог между Смеаголом и Голлумом.
Существуют многие другие примеры, как профессионально и гармонично нарушать правило 180 градусов. Мастерское применение таких навыков позволит вам создавать эмоционально крутые фильмы. А компания TVTOK.RU готова помочь с профессиональным операторским оборудованием, предложив качественные камеры в аренду на нужный срок.