Правило 180 градусов в кино: описание, тонкости, соблюдение и нарушение правила
В мире кино, как и при съёмке видео в других сферах, существует масса правил и секретов, которые следует обязательно соблюдать для создания по-настоящему качественного контента. Одной из наиболее распространённых тонкостей съёмки видео является правило 180 градусов (иногда называют правилом красной линии). Что значит данное правило и как его не нарушать? Предлагаем вместе разобраться в нашей статье.
Понятие и описание правила
Правило 180 градусов – один из обязательных моментов в кинематографе, который регламентирует экранные пространственные соотношения между персонажами или между персонажем и объектом. В данном случае визуально проводится ось между персонажами (или объектом), и съёмка камеры должна осуществляться только с одной стороны этой линии. Если видеокамера располагается между персонажами, то на экране первый герой всегда будет слева по отношению ко второму (и наоборот).
Важно! Процесс перемещения камеры через ось называют переходом линии, а постоянные переходы – стрельбой по кругу.
Правило красной линии даёт зрителям возможность визуально ощущать невидимые движения, которые происходят вокруг непосредственного объекта, что крайне важно при съёмке батальных сцен.
Важно! Для качественной съёмки видео нужны профессиональные камеры, которые позволили бы максимально реалистично передавать картинку и происходящие события. На сайте tvtok.ru можно взять в аренду необходимое операторское оборудование по наиболее приятным ценам.
Примеры использования правила
Если видеокамера остаётся с одной стороны воображаемой линии, то пространственное отношение между персонажами будет постоянным во всех кадрах, даже если на экране показывают одного героя. При переходе за эту ось порядок расположения объектов изменится слева направо, что дезориентирует зрителя. Ещё один пример соблюдения правила 180 градусов – съёмка одного героя при его движении. Если персонаж двигается вправо и нужно захватить его другой видеокамерой, то он должен «выйти» из предыдущего кадра справа, а в последующий фрейм «войти» слева.
Переходы линий часто используются, чтобы обозначить время. Если герой покинул кадр с правой стороны, и в новый фрейм «вошёл» также справа, но уже в другом месте, то благодаря этому создаётся иллюзия прохождения некоторого временного отрезка. Ещё один пример – автомобильные погони: если машина покидает левую часть экрана в кадре, то в следующем фрейме она должна заехать с правой стороны экрана. При «выходе» и «входе» слева будет создаваться такая же дезориентация, как во время диалогов.
Переход линии и обратный ракурс
Воображаемая ось даёт возможность зрителю ориентироваться в пространстве касательно положения персонажей и направления действия конкретной сцены. Если на двух соседних кадрах герой или объект находится с противоположной стороны от оси, этот эффект называют «обратным отсечением (ракурсом, разрезом)».
Существуют различные способы избежать путаницы и дезориентации зрителя из-за пересечения линии при особых ситуациях или действиях на экране:
- Можно изменять движения в сценах или устанавливать камеры с одной стороны таким образом, чтобы каждый кадр отражал вид с того же положения 180-градусной оси.
- Второй вариант «разрешённого» пересечения линии – фиксация нескольких картинок с камерой, которая словно изгибается от одного края оси к другой в ходе той же сцены. Такие кадры используют, если нужно акцентировать внимание зрителя, что он смотрит на происходящее с другого ракурса. Пример использования перехода линии – ситуация, когда герой поворачивает за угол здания. В первом кадре он «выходит» с правой стороны, а в следующем фрейме «входит» слева.
- Для минимизации дезориентации при переходе линии можно вставить промежуточный кадр с буферным снимком вдоль воображаемой оси, разделяющей сцену. Благодаря этому зритель сможет визуально уловить изменения точек обзора, которые выражены в последовательности фреймов.
Иногда правило 180 градусов нарушают по техническим причинам (например, если возможно физически поставить камеру в нужном положении) – в таких ситуациях операторы часто пытаются скрывать ошибки. Так, редакторы могут предварительно замыкать слова в диалогах или вырезать переднюю часть фраз, чтобы зрители сконцентрировались на более важных словах, чтобы отвлечь их от нарушенного правила красной линии.
Нарушение описываемого правила могут использоваться для вызова эмоций или создания визуальных ритмов. Так, при перемещении камеры ближе к воображаемой линии при съёмке крупным планом обеспечивается усиление интенсивности сцены за счёт длительного снимка. И наоборот – перемещение камеры дальше от линии при длительном снимке после крупного плана позволяет прервать действие сцены.
Обязательно ли соблюдать правило 180 градусов
Соблюдение правила 180-градусного ограничения в кадре позволяет удерживать героев на «правильной» стороне. При нарушении этого внимание зрителей отвлекается от сцены, нарушая ход событий. А при экстраполировании можно изменять ритм либо эмоцию сцены. Это лишь субъективные утверждения кинематографистов, а не результат эмпирических доказательств.
Но на практике была проведена масса исследований, которые доказывают и визуально подтверждают, почему пересечение воображаемой оси негативно влияет на пространственное представление сцен. Нарушения данного правила искажают пространственные параметры персонажей и объектов (расположение в сцене), но не оказывают влияния на ход повествования и последовательность событий.
Таким образом, эмпирические исследования указывают на то, что практический смысл соблюдения правила красной градусов является необязательным. Точное пространственное представление неважно для сцен, поскольку оно не запоминается зрителями в течение фильма. При этом в ходе недавних исследований было доказано, что даже если зрители замечают нарушения перехода оси, это не ухудшает удовольствие от сцен или фильмов.
В каких фильмах было использовано или нарушено правило
Несмотря на необязательность, в профессиональном кинопроизводстве операторы предпочитают соблюдать правило красной линии. Но иногда режиссёры намеренно прерывают действия, чтобы дезориентировать зрителя. Яркие примеры этого:
- сцены фильма «Страсти Жанны д'Арк» Карла Теодора Дрейера;
- сцена в ванной в киноленте «Сияние» Стэнли Кубрика;
- кадры «Антихриста» Ларса фон Триера;
- автомобильная сцена (прыжки между передней и задней частью сиденья) в начале фильма À bout de souffle (Задыхаясь) Жана-Люка Годара.
Нарушением правила часто «грешат» сёстры Вачовски, Жак Тати, Жак Деми, Ясуджиро Одзу, Тинто Брасс, Вонг Кар-вай и многие другие режиссёры.
Важно! В японском аниме «Паприка» в одной из сцен главные герои обсуждают и демонстрируют эффект дезориентации при пересечении воображаемой оси.
Правило 180 градусов является одним из главных в мире кинематографа. Его желательно всегда соблюдать, а нарушать только для создания определённого эффекта или изменения направления сцены.