Разновидности и особенности планов, используемых при создании профессиональных фильмов
Один из первых моментов, которому обучают студентов в школах киноиндустрии – какие существуют виды планов в кино, чем характеризуется каждый из них. Данный момент является крайне важным, позволяет сценаристам, режиссёрам, операторам и кинематографистам обмениваться видением кадров, в частности, размерами людей или других объектов на экране.
Что значит «план» в кино
Если говорить простыми словами, то «планы» в кино являются отношением расстояния от камер к снимаемым объектам. Чтобы видео получались живыми и динамичными, крайне важно уметь правильно использовать и чередовать планы – именно ракурс и смены кадров позволяют задать темп и настроение историй. Крупность кадров является важным параметром как при съёмке профессиональных кинолент, так и при создании небольших роликов для блогов. Существует свыше 20 типов планов, при чередовании которых в процессе монтажа можно получить определённые эффекты.
Важно! Кадры должны меняться комфортно для зрителей. Так, перестраивание между отдельными картинками должно происходить без каких-либо вопросов. К тому же смена основного и второго плана должна осуществляться без искажения представления о происходящих событиях. |
Планы с указанием размера объекта
Планы в кино классифицируются по разным критериям, из которых наиболее важным является крупность объектов на экране. В целом все планы подразделяются на три основных группы: дальние, средние и крупные. Стоит учесть, что крупность кадров относится только к размерам отображаемых объектов без указания типа объектива, использующегося при съёмке конкретных сцен. Выбор подходящих объективов, расстояния видеокамеры до объектов – свободное художественное решение для режиссёров. На сайте tvtok.ru представлен большой выбор камер и объективов, позволяющих снимать качественные профессиональные видео.
Исходя из крупности планов, можно выделить следующие их виды:
- Очень дальний (Extreme LongShot) также называют очень широким (Extreme WideShot). С его помощью отображают предметы на некотором расстоянии в области, где происходят сцены. Данный вид является особенно полезным, если нужно создать сцену по отношению к времени и месту либо для передачи физического или эмоционального настроя персонажа к определённым событиям или вещам. При этом герои могут быть недоступны для просмотра на экране.
- Дальний план (LongShot) ещё называют широким (WideShot). В данном случае объекты отображаются целиком (человек во весь рост). При таком плане персонажи находятся ближе к центру внимания зрителей, при этом операторы часто используют такие кадры для определения самого места действия или расположения героя в пространстве.
- Общий план (FullShot). На экране персонажи находятся целиком, полностью заполняя кадр. В данном случае внимание зрителей акцентируется больше на действии и движении, чем на эмоциональном состоянии героя.
- Средний план (3/4). Промежуточный вариант общего и первого среднего плана, при котором человека показывают выше уровня коленей.
- Ковбойский (часто называют вторым средним): подвид среднего плана, при котором персонажа показывают выше линии бёдер (часто использовался в 1930-40-х годах в фильмах-вестернах).
- Средний (называют первым средним). В этом случае героев или объекты показывают более подробно. Если в кадре показывают человека, то на экране он отображается выше линии талии. Данный план считается одним из наиболее распространённых в профессиональном кинематографе благодаря эффективной фокусировке на героях при одновременном демонстрировании некоторой окружающей среды.
- Средний крупный. Промежуточное звено первого среднего и крупного планов, при котором на экране показывают человека выше линии груди и плеч.
- Крупный план. В таком кадре экран заполняет часть объекта, к примеру, лицо героя, при этом внимание зрителей приковывается к эмоциям и реакции персонажей в сценах.
- Чокер. Разновидность крупного плана, при котором на экране отображают лицо героя от подбородка до лба.
- Очень крупный, детализированный. В данном случае в кадре показывают небольшую часть объекта или персонажа, к примеру, глаза, губы, пальцы и т. д. Отображение глаз героя на экране часто называют «итальянский план» в честь итальянских кинолент Серджио Леоне, популяризировавшего такие кадры.
Для съёмки каждой из этих сцен важно использовать специализированное оборудование. На сайте tvtok.ru можно взять в аренду профессиональные камеры, киносвет и другую операторскую технику по довольно демократичным ценам.
Планы с указанием места камеры
Помимо крупности объектов в кадре, планы в кино также подразделяются, в зависимости от места расположения камеры по отношению к объекту. Выделяют такие часто используемые варианты:
- Уровень глаз (EyeLevel): в этом случае камера располагается на уровне лица персонажей, что даёт нейтральное воздействие на зрителей.
- Высокий угол съёмки: камера снимает немного сверху, что позволяет показать уязвимость, слабость или испуг героя.
- Низкий угол съёмки: камеру направляют снизу, благодаря чему персонажи выглядят на экране более сильными, героическими или опасными.
- Наклонный: при таком плане камеру устанавливают под углом по оси вращения, что приводит к искажению горизонтальности линии горизонта. Данные кадры часто используют, чтобы продемонстрировать дезориентированное или непростое психологическое состояние героя.
- Заплечевой (Over Shoulder Shot): довольно распространённый план, где объекты снимаются из-за плеча персонажей. В данном случае зрители видят на экране часть плеча, шеи или задней части головы человека, благодаря чему с помощью такого кадра облегчается подчёркивание реакции героев во время диалогов.
- Высота птичьего полёта: такой план характеризуется высоким углом расположения камеры и съёмкой сверху при увеличенном расстоянии до объекта. Эти кадры предоставляют зрителям расширенный взгляд, а используется ракурс для указания движения объектов. Данный план подчёркивает особое отношение или позволяет раскрыть окружающую обстановку за границами осознания персонажей. Для съёмки плана часто используются краны, вертолёты или дроны.
Другие популярные типы кадров
Существует множество других распространённых планов, которые используются для создания необычных кадров. Среди самых популярных стоит выделить:
- Врезку (Cut-In). В этом случае на экране вставляется дополнительная последовательность кадров, которые были сняты при более крупном плане. При этом крупнее показывают объекты, которые изначально находились на общем фоне.
- Перебивку (Cutaway). Такой приём предусматривает врезку одних последовательностей картинок в другие. Для вставки берутся объекты, которых не было изначально в плане. Т. е. в исходной последовательности вырезаются кадры, которые заменяются другой последовательностью с другим планом. С помощью такого эффекта режиссёры создают загадку для зрителей либо наоборот подталкивают их к ответу на определённый вопрос.
- Устанавливающие кадры. В таких сценах первый кадр используют для указания местоположения происходящего действия, настроения персонажа, представления визуальной подсказки касательно времени или общей обстановки. Так как режиссёры или операторы должны вместить в один кадр большое количество информации, то для съёмки устанавливающих кадров обычно используют дальний либо сверхдальний план.
- Мастерский план (MasterShot). В этом случае подразумевается съёмка единым непрерывным кадром. Мастерский план является более близким по сравнению с дальним или общим, при этом крупность объектов может постепенно изменяться.
- Ракурс. Данный приём используют, чтобы имитировать картинку, которую видит конкретный герой сцены. Такие кадры идут от имени персонажей, благодаря чему зрители могут погрузиться в их эмоциональное состояние. Примером служит съёмка от 1-го лица, дрейфование на мотоцикле, нахождение в бессознательном состоянии, просмотр зоны видимости в бинокле.
- Реакционные кадры позволяют показать реакции персонажей на предыдущие действия в сценах.
- Обратные угловые кадры. При таком приёме на экране показывают картинку с поворотом на 180 градусов по сравнению с предыдущим кадром.
- Двойной план (TwoShot). Кадр, при котором на экране появляются сразу два персонажа.
Как видите, существует довольно много основных и вспомогательных планов в кино, при чередовании которых режиссёры делают фильмы более живыми и реалистичными, а зрителям при этом комфортней и интересней следить за развитием событий на экране.