Режиссерский сценарий: что это, зачем нужен, как написать постановочный план
Сегодня среди молодых и амбициозных режиссёров наблюдается тенденция пренебрежения режиссерским сценарием (РС), а ведь его создание является одним из важнейших этапов пре-продакшена. Надеясь на свой талант, многие молодые специалисты сначала снимают и только потом уже смотрят, что в итоге у них получилось, из-за чего в дальнейшем возникают серьёзные проблемы. Что такое режиссерский сценарий фильма, для чего он нужен и как его создать. Предлагаем вместе разобраться в этих вопросах
Главные особенности и задачи режиссёрского сценария
Подготовка режиссёрского сценария – специальный постановочный план, который облегчает перенос литературного сценария на съёмочный процесс. Его созданием занимаются режиссёры-постановщики при тесной работе со сценаристами и продюсерами. РС является техническим документом, который даёт понимание, что именно и где нужно снимать: кинофильмы, музыкальные клипы, рекламные ролики и пр. Основываясь на постановочном плане, творческой группе в дальнейшем удаётся реализовать авторские замыслы на экране.
Важно! В режиссёрском сценарии детально прописываются события в конкретных кадрах, звуковое сопровождение, хронометраж, используемая съёмочная техника и т. д.
РС нужен для решения следующих задач:
- составление подробной хронологии кадров для оптимизации съёмочного процесса и логистики;
- определение подходящих ракурсов и планов при покадровой разбивке сцен;
- формирование списка используемого реквизита, монтажных особенностей съёмки.
Как выглядит режиссёрский сценарий, его структура
Постановочный план является важным техническим документом, который гарантирует грамотную организацию съёмочных процессов. При создании режиссёрского сценария требуется учитывать его структуру. Как правило, он имеет вид таблицы со следующими колонками:
- Первой является колонка с номерами сцен и кадров. В процессе создания любого видео участники съёмочной группы используют эту информацию для быстрого ориентирования в постановочном плане (каждый член команды имеет при себе копию РС). Также номера сцен и кадров можно увидеть на «хлопушках» вместе с номерами дублей. Эти сведения существенно облегчают монтаж на стадии пост-продакшена. Используя нумерацию, режиссёры монтажа могут быстро синхронизировать видео и аудиодорожку на таймлайне, выстраивая кадры в заданной последовательности.
- Вторую колонку отводят под хронометраж (длительность конкретного кадра). Если нужен точный расчёт хронометража текстовой части, члены съёмочной группы используют секундомер и проговаривают конкретную последовательность реплик. Нужно учесть, что хронометраж кадров зависит не только от текста героев, но и от многих других моментов.
- Третью колонку считают самой красочной в режиссёрском сценарии, поскольку в ней указывают раскадровку. Это последовательность изображений, напоминающая комиксы. Здесь режиссёры, используя свои художественные способности, рисуют места расположения персонажей, реквизита. Тут вовсе не обязательно максимально красиво и реалистично изображать происходящее событие – достаточно просто нарисовать человечка или другие объекты в детском стиле. Более подробные зарисовки следует делать в отдельной раскадровке, которую затем презентуют заказчику. Как правило, для крупных проектов нанимают специальных художников-постановщиков, которые используют сценарий режиссёра для рисования подробной раскадровки.
- В четвёртой колонке указывают локализацию или объекты съёмок с кратким описанием действий, происходящих в конкретных кадрах.
- Пятую колонку используют для указания крупности плана. Съёмка может проводиться с применением дальнего, общего, среднего, крупного, детального плана. В профессиональных режиссёрских сценариях крупность кадров должна чередоваться в согласии с правилами монтажа для создания плавного, гармоничного визуального повествования. Многие профессионалы осознанно нарушают правила чередования крупности, чтобы добиться необходимых психологических эффектов.
- Шестая колонка предназначена для указания действий. Здесь описывается кусок литературного сценария с событиями, происходящими в кадре.
- В седьмую колонку записывают звуковое сопровождение и реплики героев на экране. Актёры используют эту колонку, чтобы вспомнить, какой нужно говорить текст. Указанная информация особенно важна для звукорежиссёров, поскольку помогает им подобрать подходящую технику и музыкальное сопровождение. Если вам нужно подходящее звуковое оборудование для съёмки какого-либо видео, можете взять его в аренду на сайте компании «ТВТОК».
- Восьмую колонку используют для указания важных примечаний. Здесь прописываются необходимые реквизиты и другие нюансы, которые, по мнению режиссёра, нужны для съёмочной группы. Так, здесь указывают необходимость аренды квадрокоптера, оборудования для спецэффектов и т. д. Всё это вы можете купить или арендовать в компании «ТВТОК».
При составлении постановочного плана (особенно к большим проектам – фильмам, сериалам) режиссёры добавляют девятую колонку с указанием сценарного дня. Это нужно для ориентирования, какие именно сцены и кадры требуется снимать в конкретный день.
Важно! Последовательность и список колонок могут незначительно отличаться, но бо́льшая часть пунктов должны совпадать.
Какие могут возникать ошибки?
При составлении технического сценария режиссёры (особенно молодые) часто совершают одни и те же распространённые ошибки, которых желательно избегать и устранять ещё до начала съёмочного процесса. Среди наиболее частых огрехов можно выделить:
- Применение принципа механического переноса частей литературного сценария в постановочный план. Так, если в основном сценарии говорится: «Она мечтала о том, что…» – то в режиссёрской версии документа должно быть указано: «задумчивый взгляд, глаза устремлены вверх и в сторону...» Также режиссёрский сценарий должен предусматривать, каким образом лучше показать зрителям мечты героини.
- Недостаточное разбиение истории на отдельные сцены видеоряда с разным планом. Так, даже если вы снимаете 30-секундный видеоролик, сценарий не может быть разбит на 4-5 кадров. Чем больше сцен с различной крупностью плана передаёт действие, тем «живее» и интереснее видео будет смотреться на экране.
- Несоответствие видеоряда с планом съёмки. К примеру, если в описании кадра написано: «Она встала с кровати и подошла к окну», а в колонке с планом будет указано: «крупный», то в процессе съёмки будет неразбериха, ведь с помощью одного крупного плана можно изобразить только небольшие предметы целиком или часть больших предметов. Это же касается и обратного примера: кадр с описанием «Антон счастливо улыбнулся ей в ответ» невозможно отснять, например, с общим планом.
- Отсутствие визуального представления событий, происходящих на экране. Это может привести к путанице между описанием события, планом, ракурсом съёмки и т. д.
- Преобладание общего и среднего планов. В любом видео должен преобладать крупный план, который позволяет передать зрителю близость объектов, является более эмоциональным.
Режиссёрский сценарий – обязательный технический документ, без которого просто невозможно снять качественный фильм или какой-либо ролик. Наличие постановочного плана существенно облегчит задачу команды проекта, значительно сократит время на съёмку и пост-продакшен.